
Информация о научных интересах и достижениях
Область научных исследований – дискретная математика, надежность и техническая диагностика дискретных систем, синтез контролепригодных, самопроверяемых, отказоустойчивых и безопасных систем управления, методы мониторинга транспортных систем, систем управления и сложных инженерных конструкций и сооружений, информационные технологии и интеллектуальные транспортные системы.
2007 – Окончил Петербургский государственный университет путей сообщения (ПГУПС) по специальности «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте».
2010 – Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук на тему «Применение кода с суммированием в системах технической диагностики и мониторинга устройств железнодорожной автоматики и телемеханики» (утв. 11.03.11) по специальности 05.22.08 – «Управление процессами перевозок».
2017 – Присвоено ученое звание «доцент» по специальности 05.13.06 – «Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (транспорт)».
2017 – Защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук на тему «Теория и методы функционального диагностирования логических устройств железнодорожной автоматики и телемеханики на основе использования помехоустойчивых кодов с суммированием» (утв. 11.04.18) по специальности 05.13.06 – «Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (транспорт)».
2023 – Присвоено ученое звание «профессор» по специальности 2.9.4 – «Управление процессами перевозок»
Публикации в базе данных Math-Net.Ru
Опубликовал свыше 600 научных и учебно-методических работ, включая: 4 монографии, 20 учебников и учебных пособий, 2 массовых открытых онлайн-курса, свыше 60 научных статей в изданиях Академий наук постсоветского пространства, свыше 150 публикаций, индексированных в международные наукометрические базы WoS и Scopus, включая публикации уровня Q1 и Q2, свыше 250 научных работ в периодических изданиях, включенных в Перечень ВАК РФ, 6 патентов и авторских свидетельств.
Основные учебно-методические работы:
- Сапожников В.В., Сапожников Вл.В., Ефанов Д.В. Основы теории надежности и технической диагностики. – Санкт-Петербург: Издательство «Лань», 2019. – 588 с. – ISBN 978-5-8114-3453-4.
- Ефанов Д.В., Осадчий Г.В. Микропроцессорная система диспетчерского контроля устройств железнодорожной автоматики и телемеханики: изд. 3-е., стер. – Санкт-Петербург: Издательство «Лань», 2023. – 180 с. – ISBN 978-5-507-46132-5.
- Ефанов Д.В. Информационные технологии на транспорте: онлайн-курс. – Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, [Санкт-Петербург, 2023]. Режим доступа: https://openedu.ru/course/spbstu/ITT.
- Ефанов Д.В. Интеллектуальные транспортные системы: онлайн-курс. – Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, [Санкт-Петербург, 2024]. Режим доступа: https://openedu.ru/course/spbstu/IntTS.
- Сапожников В.В., Сапожников Вл.В., Ефанов Д.В. Теория синтеза самопроверяемых цифровых систем на основе кодов с суммированием: 2-е изд., стер. – Санкт-Петербург: «Лань», 2025. – 580 с. – ISBN 978-5-507-50581-4.
Монографии:
- Ефанов Д.В. Функциональный контроль и мониторинг устройств железнодорожной автоматики и телемеханики: монография. – СПб.: ФГБОУ ВО ПГУПС, 2016. – 171 с. – ISBN 978-5-7641-0933-6.
- Сапожников В.В., Сапожников Вл.В., Ефанов Д.В. Коды Хэмминга в системах функционального контроля логических устройств: монография. – СПб.: Наука, 2018. – 151 с. – ISBN 978-5-02-039650-0.
- Сапожников В.В., Сапожников Вл.В., Ефанов Д.В. Коды с суммированием для систем технического диагностирования. В двух томах:
- Том 1: Классические коды Бергера и их модификации: монография. – М.: Наука, 2020. – 383 с. – ISBN 978-5-02-040768-2.
- Том 2: Взвешенные коды с суммированием: монография. – М.: Наука, 2021. – 455 с. – ISBN 978-5-02-040834-0.
- Ефанов Д.В.Методы синтеза самопроверяемых дискретных устройств: монография. – М.: ЛЕНАНД, 2025. – 268 с. – ISBN 978-5-00237-261-4.
Выступал редактором следующих книг:
- «Устройства сигнализации, централизации и блокировки на железных дорогах Российской империи» (автор Н. В. Лупал, издательство «Наука», 2020 г.).
- «Труды по теории синтеза самопроверяемых схем встроенного контроля на основе двоичных избыточных кодов» в двух томах (издательство «Наука», 2020 – 2021 гг.).
- «Синтез систем управления движением поездов на железнодорожных станциях с исключением опасных отказов» (издательство «Наука», 2021 г.).
Под руководством Д. В. Ефанова защищено 4 и подготовлено к защите 2 диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук; руководил выпускными квалификационными работами свыше 150 бакалавров, специалистов и магистров.
Аннотации основных проектов, грантов, соглашений
2019 – 2021 – Научно-исследовательская работа «Проведение научных исследований и разработка общих технических требований к комплексной системе управления и обеспечения безопасности движения поездов в Московском метрополитене и Центральном транспортном узле при реализации проекта «Московские центральные диаметры». Тема: 168-ДТиРДТИ-С от 17.12.2020 (Рег. № РУТ (МИИТ) 13н/20).
Исследованы методы и технические средства автоматизации управления движением поездов в метрополитенах мира. Разработан проект общих технических требований к автоматизированной системе комплексного управления движением поездов в московском метрополитене. На основании имитационного моделирования выявлены основные закономерности в ликвидации последствий отказов технических средств применительно для различных систем управления движением поездов. Предложены способы и алгоритмы переключения технических средств управления в метрополитенах при внедрении новых микропроцессорных систем управления в условиях ограниченных площадей помещений. Разработаны требования к комплексным системам управления на наземных железных дорогах при организации движения на объектах "Московского центрального диаметра".
2020 – 2021 – Проведение предпроектных работ по строительству скоростной автомобильной дороги «Казань – Екатеринбург» в составе скоростного международного транспортного коридора «Запад-Восток» в части разработки концепции инфокоммуникационных сервисов для скоростных магистралей.
Разработана концепция инфокоммуникационных сервисов на автомагистрали «Казань – Екатеринбург» в составе скоростного международного транспортного коридора «Запад-Восток». Разработаны общие методические рекомендации и нормативно-технические требования в части обеспечения содержания, функционирования и эксплуатации инфокоммуникационных сервисов транспортных коммуникаций и потребительских инфокоммуникационных сервисов, в том числе, монетизируемых. Разработаны генеральная схема инфокоммуникационной и инструментальной инфраструктуры сервисов для дороги "Москва – Казань", укрупненная схема размещения элементов (линейных и станционных) инфраструктуры. Подготовлен проект стандарта организации государственной компании "Автодор" на тему "Предоставление и технологическое инфраструктурное обеспечение инфокоммуникационных сервисов на автомобильных дорогах государственной компании «Автодор»".
2021 – 2022 гг. – Грант Президента РФ № МД-2533.2021.4. Тема: «Исследование технологий синтеза самопроверяемых вычислительных структур на основе избыточных кодов».
При синтезе самопроверяемых и отказоустойчивых вычислительных структур широко применяются методы избыточного кодирования, в том числе, равномерные разделимые двоичные коды, среди которых большой класс составляют коды с суммированием единичных или взвешенных разрядов. От выбора кода на этапе синтеза цифрового устройства зависят характеристики обнаружения возникающих на выходах блоков и подсистем ошибок, методы синтеза схем контроля с обнаружением полного множества неисправностей из заданного класса, структурная избыточность системы, энергопотребление и пр. Исследование посвящено изучению характеристик равномерных разделимых кодов в схемах встроенного контроля, разработке методик и алгоритмов синтеза самопроверяемых и отказоустойчивых структур на основе данных кодов с различными свойствами (в том числе, с обнаружением неисправностей с заданной вероятностью и со 100%-ным их обнаружением).
2022 – 2024 гг. – Научное исследование по формированию требований к организации эксплуатации системы автоматизированного мониторинга состояния искусственных сооружений на автомобильных дорогах с разработкой документа по стандартизации.
Исследованы методы и технические средства организации автоматизированного мониторинга состояния искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования. Разработан ГОСТ Р 71319-2024 Дороги автомобильные общего пользования. Системы автоматизированного мониторинга состояния искусственных сооружений. Требования к эксплуатации. – М.: Российский институт стандартизации, 2024, 24 с.
2022 – 2024 гг. – Обновление (разработка Изменения № 1) ГОСТ Р 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств".
Разработана окончательная редакция проекта изменения № 1 ГОСТ Р 52289-2019 (доработана вторая редакция проекта национального стандарта с учетом принятых замечаний и предложений) по результатам составления сводки замечаний и предложений по второй редакции проекта изменения № 1, поступивших в рамках ее обсуждения с заинтересованными организациями, от которых поступили возражения по существу проекта второй редакции изменения № 1 национального стандарта.
2024 г. – Грант Санкт-Петербурга в сфере научной и научно-технической деятельности в форме субсидий.
Выполнено исследование на тему «Разработка технологических основ организации и эксплуатации системы мониторинга напольных устройств железнодорожной
автоматики и телемеханики с применением беспилотных летательных аппаратов». Работа направлена на совершенствование методов эксплуатации систем непрерывного мониторинга объектов железнодорожной автоматики и телемеханики. Объектом исследования являются технология и процессы организации эксплуатации системы мобильного автоматизированного мониторинга состояния объектов железнодорожной автоматики и телемеханики на основе беспилотных летательных аппаратов. Проанализированы научные публикации, нормативные документы и требования по эксплуатации систем автоматизированного мониторинга железнодорожной автоматики и телемеханики. Разработаны и обоснованы требования к проведению данного вида работ с применением беспилотных летательных аппаратов.